В России началось формирование современной системы утилизации и переработки твердых коммунальных отходов
В XXI век Россия вступила с огромным количеством экологических проблем. Согласно официальным оценкам, на 15% территории страны, где проживает примерно 60% населения, состояние окружающей среды является неудовлетворительным. В последние годы становилось все более очевидным, что точечные меры, типа ликвидации отдельных свалок или реализации локальных экологических инициатив, не являются достаточно эффективными, и настало время для принятия системных государственных решений в этой сфере. Старт такой работы был дан Президентом РФ Владимиром Путиным, который 5 января 2016 года подписал Указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен Годом экологии.
По новым правилам
В рамках подготовительной работы по проведению Года экологии началась выработка основ современной экологической политики, разработка новых правил обращения с ТКО. Работа по решению экологических проблем предстоит долгосрочная, и стоящие в этой сфере задачи предстоит решать на горизонте тридцати и более лет. Но времени на раскачку больше нет. «Если не начинать масштабные мероприятия по этому направлению, то мы будем вечно топтаться на месте, ссылаясь на то, что денег не хватает на решение текущих задач, — это не даст нам перейти к решению задач стратегического характера. На потом откладывать уже невозможно», — предупредил глава государства.
Базовым регулирующим актом в данной сфере стал закон о новых правилах обращения с ТКО. Одновременно большую работу в этом направлении ведет Фонд содействия реформированию ЖКХ. Специалисты Фонда, используя наработки и рекомендации пула экспертов, подготовили ряд эффективных решений по минимизации объема захоронения ТКО на территориях с различными региональными особенностями. Создана и продуктивно действует рабочая группа специалистов Фонда, которая оказывает регионам большую методическую и практическую помощь по подготовке к работе по новым правилам и доведению до «кондиции» стартапов и интересных проектов по переработке отходов.
Как считает первый заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Владимир Талалыкин, в настоящее время степень готовности регионов к работе по новым правилам очень разная. Некоторые субъекты РФ — например, Владимирская, Орловская и Новосибирская области — могли бы начать действовать уже в следующем году, но есть и отстающие. Однако принятое Госдумой решение о переносе сроков реформы на 2019 год не является основанием к тому, чтобы снизить темпы подготовки к переходу на новую систему обращения с отходами производства и потребления. «Весь этот процесс затрагивает значительное количество федеральных министерств, агентств и иных ведомств, — считает Владимир Талалыкин. — Без выработки решения по созданию единого координационного органа исполнение данного закона представляется трудно реализуемым и рискует быть сильно растянутым по времени».
Устранение недочетов
Одним из последних мероприятий, посвященных совершенствованию законодательства в сфере обращения с ТКО, стали недавние парламентские слушания на тему «Территориальные схемы обращения с отходами: первый опыт регионов и необходимые корректировки нормативно-правовой базы». Они прошли под эгидой думского Комитета по экологии и охране окружающей среды. Докладывая на слушаниях выводы рабочей группы, заместитель председателя комитета Владимир Панов подчеркнул, что территориальные схемы обращения с отходами являются фундаментом, на котором будет выстраиваться вся система обращения с ТКО. А строительным материалом являются федеральное законодательство, подзаконные акты и совокупность организационных и информационных ресурсов субъектов РФ. «К сожалению, анализ показал, что у терсхем есть недостатки. Зачастую они сформированы не в соответствии с методическими рекомендациями, поэтому их данные, как минимум, некорректны», — заявил зампред комитета. Кроме того, как выясняется, большинство терсхем не согласуются друг с другом, каждая из терсхем является замкнутой в своем регионе. В этой связи заслуживает внимания предложение активистов Общероссийского народного фронта по их интегрированию.
Сопредседатель Центрального штаба ОНФ, председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева согласна с тем, что для регионов территориальная схема — это главный документ, который будет определять, что делать с отходами, однако эти документы нуждаются в корректировке. Но механизм такого пересмотра пока не прописан. «Нам надо устранить этот пробел в законе, — считает Ольга Тимофеева. — Фактически территориальные схемы зафиксировали существующее положение дел, а цель реформы — сделать шаг к более цивилизованному обращению с отходами». При этом она отмечает, что, несмотря на общественную важность этих моментов, законодательно не урегулирована процедура общественного обсуждения территориальных схем обращения с отходами, а в большинстве регионов при составлении схем с населением не советовались. «Нет ясности, как обновлять терсхему, поэтому нет никаких гарантий, что реальная ситуация будет развиваться по утвержденной схеме. Фактически схемы носят рекомендательный характер», — отмечает глава думского комитета.
Все эти вопросы предстоит учесть законодателям, и тут большую помощь законодателям могут оказать специалисты Фонда содействия реформированию ЖКХ, активисты общественных организаций. Таким образом, реформа системы обращения с ТКО нуждается в поддержке, как со стороны государства, так и со стороны профильных объединений предпринимателей, общественных организаций и общества в целом. Отрадно констатировать, что такая работа ведется, и взаимодействие между участниками этого процесса налажено.
Справочно
Ежегодно в России образуется около 5 млрд тонн ТКО, из которых по нормам утилизируется лишь половина, а количество несанкционированных свалок превышает число легальных полигонов в 20 раз.
Источник: www.stroygaz.ru