Минстрой предложил вносить в компфонд долевого строительства 1,2% цены ДДУ
В среду Госдума РФ приняла в первом чтении поправки, регулирующие работу государственного компенсационного фонда долевого строительства. Законопроект рекомендован к принятию Комитетом Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям при условии его доработки ко второму чтению с учетом замечаний ответственного комитета и профессионального сообщества.
Напомним, что в настоящее время в России создается новый механизм обеспечения исполнения обязательств застройщиков по договорам долевого участия (ДДУ) в строительстве. Он предполагает создание и использование государственного компенсационного фонда долевого строительства, формируемого на основе обязательных отчислений застройщиков. Компании-застройщики будут обязаны уплачивать взносы в фонд до госрегистрации каждого ДДУ. Иные способы гарантирования обязательств застройщиков, к числу которых в настоящее время относятся страхование гражданской ответственности и банковское поручительство, законопроектом упраздняются. Порядок управления фондом, размер и порядок осуществления обязательных отчислений (взносов) застройщиков, условия и порядок использования средств фонда, а также правила их размещения и инвестирования устанавливаются правительством России.
Предполагается, что работа компфонда не будет распространяться на объекты, которые признаны проблемными, и не будет решать проблем тех граждан, которые уже стоят в реестре обманутых дольщиков или граждан, уже заключивших ДДУ.
Размер взносов застройщиков в компенсационный фонд предлагается рассчитывать по методике правительства на основе цены каждого договора с дольщиком. Ранее Минстрой и АИЖК предложили установить на переходный период (до 1 июля 2018 года) единый тариф для застройщиков в размере 1,2% от цены ДДУ.
Комментируя законопроект, глава думского Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев обратил внимание на две цифры, которые побудили комитет поддержать документ в первом чтении. «Первая — 18 миллиардов рублей ежегодной премии, которые получают страховые компании по данному виду страхования при нулевых выплатах. Вторая цифра — 16 тысяч человек, которые стали обманутыми дольщиками за последние неполные три года. Если сопоставить эти две цифры, то тот механизм, который сегодня должен защищать граждан от недобросовестных застройщиков, дает трещину», — сказал депутат.
Ранее парламентарий заявлял, что в законопроекте нужна большая определенность в вопросе тарифа. «Не устраивает предложение ежегодного повышения установленной базовой ставки отчислений застройщиков в связи с прогнозируемой недостаточностью имущества компенсационного фонда, причем без указания ее предельного размера. Неопределенность размера обязательных отчислений застройщиков способна существенно затруднить для них планирование и реализацию инвестиционных проектов. Кроме того, издержки застройщиков, связанные с уплатой повышенных взносов в фонд, в конечном итоге будут переложены ими на участников долевого строительства», — заявлял депутат.
По окончании заседания Госдумы заместитель министра строительства и ЖКХ Никита Стасишин уточнил, что сегодня законопроект был принят в первом чтении и теперь начнется работа по подготовке совместно с комитетами ГД поправок ко второму чтению. Депутатские замечания будут максимально учитываться, особенно в части отработки механизмов прозрачности использования средств. «Мы надеемся, что документ будет окончательно принят в июле, — сказал Стасишин. — В течение «переходного» года совместно с экспертным сообществом посмотрим, как правильно подойти к расчету тарифа, чтобы это не сказалось на стоимости квадратного метра для граждан». По оценке замминистра, до июля 2018 года компфонд при ставке в 1,2% и ДДУ в количестве 170 тыс. соберет около 4,5 млрд рублей. Следующие парламентские слушания назначены на 3 июля.
Справочно
Госкомпфонд долевого строительства, входящий в структуру АИЖК, начал официально действовать с 1 января 2017 года. Помимо получения взносов от застройщиков и контроля за их поступлением, среди его основных функций: осуществление полномочий арбитражного управляющего в деле о банкротстве застройщика, если он делал взносы в фонд хотя бы в отношении одного объекта; осуществление выплат возмещений дольщикам при банкротстве застройщика; предоставление займов, в том числе беспроцентных, а также оказание финансовой помощи застройщику, который берет на себя обязательства по завершению строительства проблемных объектов.
Сергей НИКОЛАЕВ, Оксана САМБОРСКАЯ
Источник: www.stroygaz.ru