Минстрой доработал Стратегию инновационного развития стройотрасли
Минстрой доработал Стратегию инновационного развития стройотрасли
Обновленная версия Стратегии доступна, в частности, на сайте НОПРИЗ. За подписью замглавы Минстроя России Хамита Мавлиярова от отраслевых объединений ждут согласования «в возможно короткие сроки».
Как следует из документа, целью реализации Стратегии является перевод строительной отрасли на инновационный путь развития. В частности, к 2030 году отрасль должна достигнуть следующих целевых показателей: увеличение доли строительной отрасли в ВВП до 6,8% (в 2017 году — 5,6%); увеличение доли организаций, осуществляющих инновационную деятельность, до 7% (1,2% в 2017 году); увеличение доли России на мировом рынке высокотехнологичных товаров и услуг строительной отрасли до 5% (в 2017 году — 0,9%), увеличение доли инновационной продукции в общем объеме до 7% (с 0,8%); увеличение доли продукции деревянного домостроения до 4% (с 0,1%); увеличение затрат на технологические инновации в строительной отрасли за счет частного сектора до 2% (с 0,1%); увеличение производительности труда до 110% (106% в 2017 году).
При этом в Стратегии предусмотрено два сценарных варианта инновационного развития строительной отрасли — базовый и инновационный. Первый вариант развития событий допускается при замедлении глобального экономического роста, обострении проблем роста производительности труда, отсутствии качественных изменений в структуре экономики и т.п. В этом случае инновационное развитие будет осуществляться на основе «догоняющей» модернизации на базе импортных производственных технологий, оборудования и знаний. Этот сценарий повлечет для отрасли негативные последствия, говорится в стратегии: незначительный рост конкурентоспособности продукции строительной отрасли, устаревание жилого фонда и ЖКХ (а, значит, рост аварий), инновационная инертность отрасли, незначительная доля малых и средних инновационных компаний.
Инновационный вариант сценарных условий предполагает отсутствие масштабных системных кризисов, смену ориентации экономики на инвестиционную модель развития, снижение процентной ставки и создание благоприятных условий для кредитования бизнеса, значительное улучшение инвестиционного климата в отрасли, рост зарплаты на 7,9% до 2030 года, увеличение объемов инфраструктурного строительства, внедрение новых технологий, строительство новых предприятий и создание условий для закрытия устаревших предприятий.
«В современных условиях оптимальным является инновационный вариант развития в некоторых секторах строительной отрасли, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией базового варианта в большинстве секторов отрасли. Реализация такого варианта является предпочтительной в рамках Стратегии», — говорится в документе.
Реализовать Стратегию предполагается в три этапа: мобилизационный период (2016-2020 годы), широкое внедрение инноваций (2021-2025 годы), период развития отрасли на основе нового качества человеческого капитала и создание нового экспортного потенциала (2026 -2030 годы).
Напомним, в октябре прошлого года экспертный совет при правительстве России отправил проект Стратегии на доработку. По мнению членов рабочего комитета экспертного совета, проект опирался на устаревшую нормативную базу строительной отрасли. Порекомендовали также Минстрою сделать Стратегию более клиентоориентированной, поскольку главным выгодоприобретателем от внедрения инноваций в строительной отрасли должен быть конечный потребитель. Помимо прочего, эксперты рекомендовали уточнить вопросы техрегулирования и нормативно-технической базы. Кроме того, экспертный совет отметил, что в паспорте Стратегии отсутствует задача совершенствования института саморегулирования.
«В Стратегии декларативно зафиксировано максимально широкое внедрение в деятельности системы саморегулирования строительной отрасли современных инновационных технологий, однако эта тема никак не раскрывается, отсутствуют целевые индикаторы», — говорилось в заключении экспертного совета.
Как следует из обновленной версии документа, раздел, касающийся саморегулирования, остался неизменным с проекта лета прошлого года. Тем не менее, например, раздел о техрегулировании существенно расширен. В новой версии Стратегии был вычеркнут раздел, касающийся строительных материалов (промышленность строительных материалов прописана в соответствующей стратегии, разработанной Минпромторгом), но добавлен отдельный раздел, посвященный деревянному домостроению.
Генеральный директор ООО «Институт развития строительной отрасли» Кирилл Холопик утверждает, что к обновленной версии Стратегии есть большое количество замечаний. «Стратегия ориентирована преимущественно на процессы (строительства, проектирования), а не на результат строительства. При ее разработке в большей степени учитывались мнения проектировщиков, подрядчиков, производителей стройматериалов, но не застройщиков. Хотя именно застройщики обеспечивают результат строительства. Они ближе всех к конечным потребителям, либо являются конечными потребителями, если строят для себя», - сообщил Кирилл Холопик.
Директор по развитию ГК «Гранель» Андрей Цвет, впрочем, отмечает, что последние изменения в законодательстве в Стратегии учтены (включая реформу ценообразования и реформу системы СРО). «Работа над документом велась очень тщательно, это был сложный процесс, учитывающий все нюансы», — добавил он. В чем документ оказался недоработанным, Андрей Цвет ответить затруднился.
Татьяна Карабут
Источник: www.radidomapro.ru