Больше света, меньше классики: как меняются тренды в архитектуре загородных домов
Больше света, меньше классики: как меняются тренды в архитектуре загородных домов
Корпорация Good Wood провела исследование, посвященное тому, как трансформируются тренды в архитектуре и дизайне загородных домов. Для этого представители компании посетили более 250 выставочных домов, несколько предприятий в разных странах, провели глубинные интервью с заказчиками, архитекторами, инженерами, строителями и продавцами. На основе полученной информации они и сделали вывод, какие тренды в «загородке» усиливают свое влияние и какие только появляются на рынке.
Больше стекла и воздуха
В числе усиливающихся трендов авторы исследования называют увеличение площади остекления и вообще стремление архитекторов впустить дневной свет в самые темные уголки помещения. Современные технологии энергосбережения, говорят специалисты, позволили сделать остекление от пола до потолка явлением массовым.
«Панорамные окна уже не воспринимаются исключительно как показатель высокого статуса владельца дома, их часто делают уже раздвижными, а по популярности их догоняют окна угловые», — говорят в Good Wood.
Соглашаются с выводами компании в Villagio Estate. «Огромные окна помогают наполнять помещения светом и воздухом, визуально расширяют внутреннее пространство, «стирают» границу между окружающим пейзажем и интерьером», — говорит коммерческий директор компании Алексей Коротких.
Председатель Московского архитектурного общества, член Союза московских архитекторов, профессор МАрхИ Борис Уборевич-Боровскийтакже отмечает, что тенденции на увеличение площади остекления и проникновение дневного света в каждый уголок дома очень востребованы заказчиками. И если раньше российский климат не позволял реализовать фантазии архитектора в плане света в полной мере, сейчас стеклянные технологии достигли такого уровня, что можно делать стеклянные дома по примеру Павильона Ми сван дер Роэ в Барселоне.
А вот директор департамента элитной недвижимости «Метриум Групп» Илья Менжунов не вполне разделяет эту точку зрения. По его мнению, применение уже распространенных в Европе приемов — большой площади остекления или энергосберегающих технологий — всё еще не находит отклика у нас. Отечественный покупатель, скорее, приобретет такой же неэффективный дом, но меньшей площади и размеров участка, чтобы «пролезть» в приемлемый для себя уровень эксплуатационных расходов. Кроме того, большая площадь остекления все еще ассоциируется с авангардными решениями.
«Дома с масштабными панорамными окнами хороши на очень просторных участках с закрытой территорией. Однако в поселках с более мелкой «нарезкой» земельных наделов такие проекты не пользуются спросом», — поясняет он.
В Good Wood также говорят о том, что и количество окон сейчас увеличивается. Их стараются делать везде, где это возможно. Так, к окнам в санузлах добавляются всевозможные мансардные окна, фрамуги (пусть даже и крошечные) в гардеробных. Стеклу находится место даже в коридорах — в виде раздвижных стен-перегородок или окон в межкомнатных стенах.
Условно новым трендом можно считать присутствие в загородных дома застекленных летних веранд. Уборевич-Боровский напоминает, что они являлись символом российской, подмосковной дачи, а сейчас этот тренд приобретает новое звучание. Остекление в пол, с одной стороны, защитит от дождя и снега, а с другой — позволит в полной мере наслаждаться природой в компании с пледом и горячим чаем.
Еще одна российская традиция — установка теплиц — также реинкарнировалась с внедрением новых технологий. Если раньше их собирали из старых оконных рам, сейчас можно позволить себе сделать из современных материалов, добавляет архитектор.
Террасы и спа-бассейны
Наряду с закрытыми верандами, современные загородные дома прирастают и открытыми террасами. Причем, площадь их имеет тенденцию к увеличению, говорится в исследовании Good Wood.
«Часто имеется терраса на первом и втором этаже (как эксплуатируемая кровля), либо используются особенности рельефа местности для создания многоуровневых террас», — отмечают в компании.
О тенденции к увеличению площади открытых террас говорит и Борис Уборевич-Боровский. Однако он отмечает, что российский климат может быстро привести деревянную террасу в негодность. Необходимо использовать современные технологии обработки древесины. Кроме того, сейчас террасы можно защищать выдвижными маркизами, потолками, крышами.
На террасах сейчас все чаще устанавливают небольшие спа-бассейны, которые сравнялись по популярности с саунами и каминами, утверждают в Good Wood. Уборевич-Боровский соглашается, что раньше заказчики стремились устанавливать бассейны, несмотря на необходимость применения крайне сложных технологий и огромные траты. Сейчас рынок наводнен маленькими спа-бассейнами.
Максимум функциональности
В чем согласны все опрошенные эксперты, так это в том, что сейчас все владельцы загородных домов стремятся сделать свои жилища максимально функциональными. Раньше, говорит Борис Уборевич-Боровский, строили огромные дворцы на тысячу квадратных метров, а пользовались в итоге одной третью помещений. Теперь клиенты даже с большими семьями находят просторными и коттеджи на 300-400 кв. метров.
Сейчас на первое место выходит размер дома и стоимость его обслуживания, добавляет Алексей Коротких. Средний размер коттеджа за последний год сократился примерно на 50 кв. м и сейчас составляет около 400 кв. м. Функциональность также выражается в скрупулезном подходе к планировкам: каждая спальня должна быть оборудована гардеробной и туалетной комнатой, в доме должны быть выделены помещения для постирочной, гладильной, кладовых комнат и т.д.
Сегодня покупатели даже самых дорогих загородных объектов не стремятся к огромным домам площадью от 1 тыс. кв. м и более, вторит коллегам Илья Менжунов. Средний размер домовладения — приблизительно 350-400 м (двухэтажный дом). Причем все помещения в нем отводятся под конкретные нужды, и пустующих комнат в современных домах не бывает.
В строительстве загородного дома в целом сейчас принято использовать различные новые технологии — от «умных» кухонь до установки современных систем вентиляции и рекуперации.
«Современные кухни давно «заточены» на общение, когда приготовление еды становится почти спектаклем или теплой дружеской вечеринкой, — рассказывают в Good Wood. — Особенно наглядно это проявляется в моде на тепаньяки. И в этом случае ставят не только островные кухни, но и встраиваемые в столешницу вытяжки. Однако по-прежнему пользуются спросом кухни, которые можно закрыть и даже задвинуть за двери так, что за общей линией фасадов не угадать, что там за встроенная техника работает».
Также в компании отмечают усиливающийся тренд на энергоэффективность. Этому способствует «рост экологического сознания». Сейчас многослойные конструкции с эффективной теплоизоляцией потеснили дома со стенами из одного материала.
Илья Меньжунов тоже говорит о тяге потребителей к экономии ресурсов. Но причиной этого он видит кризис, после которого покупатели домов за городом стали чувствительнее к величине эксплуатационных расходов.
«Мы пока избалованы дешевыми энергоресурсами», — не соглашается Борис Уборевич-Боровский. По его мнению, общемировой тренд на энергоэффективность пока не слишком характерен для российского рынка.
Неодноэтажная Россия
В Good Wood отмечают, что сейчас во многих странах наблюдается тенденция строить одноэтажные дома. Но характерна она только для тех стран, где много земли. Если даже в таких домах и есть второй этаж, то площадь его чаще намного меньше первого, и используется он эпизодически (или в отдельное время суток) — в качестве мастерских, гостевых спален, игровых комнат.
Илья Менжунов, впрочем, считает, что время одноэтажных коттеджей для России еще не пришло. «Они практически не предлагаются на рынке, да и покупатели предпочитают, как минимум, двухэтажные дома. Причем самые важные помещения, как правило, предусматриваются именно на втором этаже», — поясняет он.
Согласен с этим и Борис Уборевич-Боровский, который считает, что стремление к одноэтажности загородного жилья не совсем для нашей ментальности.
«Если раньше все старались первый этаж поднять повыше, сейчас обратная тенденция — снижения отметки уровня первого этажа, чтобы было удобно заходить в дом, чтобы не было больших лестниц. И никто на уровне земли никто не хочет спать. Все обустраивают спальни на втором этаже», — поясняет архитектор.
«Архитектурность» и демократичность
Уборевич-Боровский отмечает, что сейчас дома в целом стали более архитектурными. «Люди начинают понимать, что без архитектора построить хороший красивый дом не получится. Самострой уже в прошлом», — говорит он.
Раньше, в 90-е, было очень модно делать дома-крепости с огромными, толстыми стенами, решетками на окнах. Сейчас эта мода уходит безвозвратно. Напротив, сейчас наблюдается тенденция к открытости, демократичности, большим проемам, дверям, прозрачным заборам. Если даже строится кирпичный дом, он все равно получается изящный и легкий. Соответственно, продолжает архитектор, все меньшей популярностью пользуется классика.
«Мы в 90-х и 2000-х болели тем, что строили дома-дворцы: облепляли их всякими карнизами, колоннами. А поскольку у нас в России очень мало архитекторов, которые в этом хоть что-то понимают, в результате получилось безумное количество пошлейших домов с пенопластовой лепниной на фасаде, которые сегодня оказались никому не нужны», — вспоминает Борис Уборевич-Боровский.
Но сегодня время совершенно другое. Дома из стекла слабо сочетаются с классическим стилем. Даже крыши перестают быть классическими двускатными, уступая место односкатным. «Иногда их может быть несколько, в виде каскада, в разных уровнях и направлениях, но главное — что они не соединяются в коньке. Такое решение создает неординарный силуэт и форму дома», — говорится в исследовании Good Wood.
Из той же истории — мода на черный цвет в интерьере загородных домов, который вытесняет «скандинавский» белый. «Черные стены, черный керамогранит, черная мебель... На смену светлой расслабленности — собранность и элегантность», — говорят в Good Wood.
Борис Уборевич-Боровский также утверждает, что сейчас моден черный, серый цвета. Поэтому они сейчас присутствуют во многих проектах. По его словам, архитекторы любят черный цвет, поскольку он «смотрится очень цельно».
У Алексея Коротких мнение обратное: по его мнению, классика по-прежнему остается самой востребованной архитектурой. «Конечно, тяжеловесный декор встречается все реже, и неоклассические проекты сегодня выглядят гораздо легче визуально. Однако еще раз отмечу, что классические дома никогда не выйдут из моды, и наш опыт это подтверждает», — говорит он.
Источник: www.radidomapro.ru