Как заинтересовать молодых людей идеями энергоэффективности
Еще в середине XX века в докладах Римского клуба «Пределы роста» отмечалось, что при сохранении текущих темпов общемирового потребления многие виды ресурсов могут в скором времени стать дефицитными. Неудивительно поэтому, что в последние десятилетия вопросы энергоэффективности и экологии находятся в центре внимания правительств и международных организаций. Актуальны эти проблемы и для нашей страны. Правительством РФ разработан комплекс мероприятий, реализация которых позволит повысить энергоэффективность отечественной экономики не менее чем на 40% к 2020 году. Это направление — одно из пяти приоритетных в развитии страны, но для достижения поставленных целей недостаточно одной только работы специалистов по новым технологиям, здесь требуются усилия всего общества.
Однако для перехода на современную энергоэнергоэффективную модель потребления ресурсов требуется изменить психологию и привычки людей, а это особенно сложно. Модели поведения формируются в раннем возрасте, именно поэтому сотрудники Российского государственного социального университета (РГСУ) при поддержке Фонда ЖКХ разработали цикл жилищных уроков «ЖИВИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНО!», ориентированных на учащихся высших и средних учебных заведений. Как считает проректор по научной работе РГСУ, профессор Александр Малолетко, такие уроки помогают заложить у подрастающего поколения основы экологического поведения. «Культура проявляется в явных или неявных убеждениях, способах мышления, традициях, символах, стандартах и правилах, — подчеркнул ученый. — Ориентация школьников и студентов на необходимость энергосбережения отражает сложное взаимодействие экологических ценностей, общественных отношений и экологического поведения». Начиная со сравнительно простых вопросов экономии на коммунальных услугах, молодые люди постепенно приходят к осознанию проблем более высокого уровня, стоящих перед страной и даже целым миром.
В ходе занятий ребята узнают о том, какие глобальные экологические проблемы стоят сегодня перед человечеством и перед Россией, что такое «зеленая экономика», какие виды энергии являются наиболее экологичными, как рационально использовать ресурсы в повседневной жизни. Особый интерес вызывает тема устойчивого экономического роста в нашей стране: как с помощью рационального использования природных ресурсов повысить уровень благосостояния людей и свести к минимуму вред, причиняемый окружающей среде.
Во время уроков молодые люди не только слушают лекторов, но и задают вопросы и выдвигают предложения. Например, как заинтересовать предпринимателей во внедрении энергоэффективных и экологичных технологий и выпуске «зеленых» товаров? По мнению студентов, сделать это можно как с помощью пропаганды и создания положительного имиджа таких фирм, так и с помощью экономических стимулов — организациям, развивающим у себя «зеленое» производство, можно было бы предоставлять налоговые льготы и вычеты.
Многие студенты заинтересовались вопросами энергоэффективности и приняли участие в конкурсе бизнес-планов. Ребят увлекла идея применить полученные знания в реальной жизни и предложить различные варианты в области энергосбережения. По мнению организаторов проекта, это хороший результат, и есть основания надеяться, что в будущем практика уроков в сфере энергосбережения не прекратится, а достигнутые на данный момент результаты будут преумножены.
Проект уже приобрел общероссийскую известность. В течение 2016 года уроки «ЖИВИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНО!» прошли в школах и вузах 23 регионов России, в 2017 году в проекте примут участие уже 26 регионов. Для ссузов и вузов разработаны циклы из четырех уроков, для средних школ — из пяти. Каждый урок состоит из теоретической и практической частей. В процессе обучения школьники и студенты разберутся в основах управления и самоуправления в многоквартирных домах. Они научатся быть рачительными хозяевами, и именно это является одной из важнейших целей всего проекта.
Цитата в тему
Игорь Чесноков , студент: «На лекции я задумался о том, что все, чем мы пользуемся в нашей повседневной жизни — вода, тепло, электричество — не только имеет цену, но и может когда-нибудь закончиться, ведь ресурсы, необходимые для их производства, не безграничны. И каждый из нас может внести свой маленький вклад в ресурсосбережение и в охрану окружающего мира. Не так сложно заменить обычные лампочки в помещениях общего пользования и в квартире на энергосберегающие, установить светодиодные светильники, поставить в общих помещениях лампочки и светильники, которые откликаются на появление человека и выключаются, когда никого нет, поставить на батареи в подъезде и в квартире регуляторы температуры, утеплить окна или просто вовремя разморозить холодильник и не оставлять приборы включенными в розетку. Надо просто об этом не забывать и не считать это пустяком»
Цитата в тему
Наталья Отрубятникова , студентка: «Я думаю, что полученная информация не только была интересной и расширила наш кругозор, но она может быть применена на практике, ведь все мы живем в многоквартирных домах и являемся пользователями услуг ЖКХ. Я узнала о способах управления многоквартирным домом, о правилах проведения общих собраний собственников имущества многоквартирного дома, о плюсах и минусах управления ТСЖ и управляющей компанией, о том, что входит в сферу оказания услуг управляющей компании, и чем жилищные услуги отличаются от коммунальных. Интересно было узнать, что имеет право сделать потребитель, если ему оказывают услуги ненадлежащего качества, и как могут собственники совместно использовать общедомовое имущество и получать прибыль от этих мероприятий, что мы можем сделать для экономии ресурсов у себя дома»
Цитата в тему
Ректор Российского государственного социального университета Наталья ПОЧИНОК: «Формируя у детей и молодежи экологическое и «энергоэффективное » мышление, мы обеспечиваем стране и миру спокойное будущее»
Справочно
В 2017 году в рамках информационно-просветительских мероприятий «ЖИВИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНО» проведено 314 уроков в вузах (ссузах) 26 регионов РФ (в том числе в г. Москве, Ивановской, Воронежской, Курской, Тульской, Новгородской, Новосибирской областях, Красноярском, Приморском краях, республиках Карачаево-Черкесии, Марий Эл и др.). Общее количество учащихся (студентов), принявших участие в этих познавательных уроках, — 10753.
Кроме того, проведено более 200 уроков в школах (Ивановская, Новосибирская, Томская, Тульская, Псковская, Воронежская области, Ставропольский край, Карачаево-Черкесская Республика, г. Москва).
Алексей ЩЕГЛОВ
Источник: www.stroygaz.ru